MOSKVA GROUP предлагает обзорную экскурсии по залам Эрмитажа, а также возможно
посещение хранилищ драгоценностей Золотой и Бриллиантовой кладовых.
Экскурсию по Эрмитажу и в хранилище драгоценностей Золотой и Бриллиантовой кладовых можно
заказать как отдельно, так и в составе экскурсионной программы по Санкт-Петербургу.
Хранилища драгоценностей Эрмитажа:
Хранилища драгоценностей Эрмитажа - Золотая и Бриллиантовая кладовые, это такие
же хранища ценностей и сокровищ, как музей Алмазного фонда в Кремле.
В Золотой кладовой хранится около полутора тысячи золотых изделий начиная с VII века до н.э. по
ХIX век.
Это археологические находки, которые преставляют собой ценность с точки зрения
истории культуры.
Это Сибирская коллекция Петра I, купленные у грабителей могильников золотые изделия
"варварских" культур, все эти изделия были доставлены по особому указу Петра I,
князем Гагариным, среди этих изделий скифские золотые украшения в виде животных,
знаменитые золотые накладки на щит в виде оленя с завитыми рогами и свернувшейся
в кольцо пантеры; гребня с изображением сражающихся воинов, золотая чаша из царского
погребения с чудесными сценами из обычной скифской жизни – шедевр древних мастеров-торевтов,
занимавшихся чеканкой и тиснением золотых изделий и отделкой литых предметов.
Также представлены изделия эллинского искусства, после археологических раскопок
1813 года в древнем
Пантикапее, под Керчью, столице Боспорского царства, в хранилище поступили характерные
для греческой культуры перстни-печатки и подвески-инталии, которые использовали
в качестве личной печати, украшения и амулеты, на которых чаще всего изображались
боги и богини. Таков золотой перстень-печатка с изображением сидящей Афины со
щитом и Никой в руках; инталия в золотой оправе из полупрозрачного голубого халцедона-сапфирина,
весьма ценимого в то время, с изображением Медузы Горгоны. Инталия была изготовлена
в V веке до н.э. и найдена в одном из курганов под Керчью. Здесь же представлены
сокровища гуннов-завоевателей, которые носили драгоценные украшения в своеобразном
стиле, они использовали перегородчатые инкрустации из красных камней: красных
гранатов, сердолика, янтаря, альмандинов и красного стекла, а также в применении
техники зерни в виде орнаментов и использовании знаменитых золотых «плетенок»
и «веревочек». Также представлены диадемы, височные подвески, драгоценная конская
утварь. Золотая кладовая богата собранием индийского ювелирного искусства XVII
века. Индийские изделия – коробочки, подносы, сосуды, коллекция оружия – отличаются
невероятным богатством инкрустации, они буквально сплошь покрыты драгоценными
камнями, между которыми не видно даже просвета золотой основы.
В Золотой кладовой экспонируется церковная утварь византийских мастеров, а также
европейских ювелиров эпохи готики, например, известный Фрайбургский крест, созданный
в конце XIII века для хранения частиц Животворящего Креста, привезенных немецкими
крестоносцами из Палестины. Кроме того, в коллекции много религиозных предметов,
находившихся в личном пользовании членов царской семьи. Принято было личные «наперсные»,
т.е. нагрудные кресты-мощевики завещать потомкам или церквям. Так же обстояло
дело с личными иконами. Эти предметы по разным причинам попадали в Императорский
Эрмитаж. Шедевром считается потир работы мастера Буде, выполненный по заказу Екатерины
II в 1790 году. Золотая чаша потира декорирована расписными медальонами в небесно-голубых
тонах и оплетена тонкой золотой филигранной сеткой. Уникальна чарка XVII века
из цельного куска красного граната, выполненная в форме традиционной русской ладьи,
в золотой оправе и с ручкой, инкрустированной алмазами, изумрудами, рубинами и
шпинелями, расписанная эмалью.
В Бриллиантовой кладовой коллекция подобрана так, чтобы показать развитие именно ювелирного дела на протяжении
многовековой истории человечества – от третьего тысячелетия до нашей эры и до
начала XX столетия.
Основную часть хранилища занимают драгоценности XVIII века. Это неудивительно, ведь это время называлось веком
бриллиантов. Чего только не делали европейские ювелиры для взыскательных покупателей: табакерки,
шкатулки, коробочки, мушечницы, нессесеры, часы, веера, флакончики для духов,
украшения для волос, шляп и платья, перстни и браслеты.
Императрица Елизавета Петровна пополнила собрание драгоценной коллекцией табакерок
самых разных форм. Табакерка применялась не только как коробочка для табака, но
и как драгоценная награда за услуги императрице, а также в качестве дипломатического
и интимного подарка. Здесь есть овальная табакерка с вензелями Екатерины II и
одного из ее фаворитов Семена Зорича. Сохранились и две табакерки царя Петра неизвестного
мастера: черепаховые, инкрустированные золотом; одна овальная с миниатюрой, изображающей
корабли в гавани Санкт-Петербурга, а другая сама в виде корабля со стеклянными
окошками.
Очень популярным предметом того времени были часы. Они прикреплялись к поясу
специальной цепью – шатленом. Кроме часов, на отдельной цепочке висел ключик для
их завода, на другой – драгоценная подвеска, на третьей – еще какая-нибудь изысканная
мелочь. Все это обильно украшалось бриллиантами, рубинами и сапфирами. Часы были
и настольные, как правило, работы английских, французских и швейцарских мастеров.
Во времена Екатериной Великой жил и творил не менее великий механик-самоучка
Иван Петрович Кулибин. Он преподнес императрице через ее фаворита графа Владимира
Орлова часы в яйцеобразном золоченом ажурном корпусе; это было удивительно, так
как русские мастера не делали механизм часов, изготавливая только драгоценный
корпус. Кроме обычного хода, часы содержали в себе еще музыкальный механизм и
двигающиеся фигуры. Ювелир Иеремия Позье, который ребенком попал в Россию, создавал произведения
ювелирного искусства для трех русских императриц и русской знати. Здесь хранятся
его табакерки из золота, украшенные ветвями из бриллиантов, драгоценные букеты,
которые дамы носили на поясе или плече или крепили к лифу платья. Камни закреплялись
в серебряные оправы, благодаря чему камни не имели желтого оттенка, а золото служило
лишь для соединения отдельных цветков в букет, таким образом, цветы были закреплены
подвижно и, сверкая, шевелились при движении. Для демонстрации букетов в XIX веке
были сделаны специальные вазочки из горного хрусталя с эффектом наполненности
водой.
Петербургские ювелиры были, в основном, иностранного происхождения, поэтому в
коллекции Эрмитажа большинство изделий XVIII века – это изделия иностранцев: И.
Позье, Ж. Ф. К. Буде, И. Г. Шарфа, Ж. П. Адора, братьев Дювалей и братьев Теремен.
Спрос на украшения был невероятно высок. Та же тенденция продолжилась и в XIX
веке; этот период расцвета ювелирного искусства Петербурга связан с именем Карла
Фаберже и его мастерской. Пожалуй, главным, самым знаковым произведением Карла
Фаберже является копия императорских регалий: Большой и малой императорских корон,
скипетра и державы. Копия выполнена в десятикратном уменьшении от оригинала; регалии
помещены на подушечки из белого бархата с серебряными кисточками. Подушечки, в
свою очередь, укреплены на серебряных постаментах. А все это миниатюрное великолепие
располагается на постаменте из розового кварцита в виде римской колонны с желобками,
украшенной серебряной гирляндой. На изготовление копии императорских регалий Фаберже
получил специальное разрешение Двора. Работа была представлена на Всемирной промышленно-художественной
выставке в Париже в 1900 году. Фаберже был награжден Золотой медалью выставки,
орденом Почетного легиона и признан одним из лучших ювелиров мира. После выставки
в Париже Николай II приобрел изделие для Эрмитажа.